|
|

Канаты стальные.
Современный стальной канат представляет
собой сложный и ответственный вид изделий и является основным грузонесущим
элементом многих грузоподъемных, дорожно-строительных, транспортных и
землеройных машин и механизмов. Самое широкое распространение эти приспособления
получили в различных отраслях горнорудной, нефтегазоперерабатывающей,
строительной промышленности, морском и речном транспорте и т. д. По своей конструкции стальной канат представляет собой металлическое изделие
(так называемый метиз), скрученное в пряди из стальной непокрытой (светлой) или
покрытой цинком проволоки круглого или фасонного сечения с пределом прочности
на растяжение 900-3500 Н/мм2; при этом пряди, в свою
очередь, свиты вокруг сердечника. Проволока обычно получается волочением катанки
из низкоуглеродистых, углеродистых или нержавеющих сталей. От толщины и
количества проволочек в канате, от марки материала и количества сердечников, от
направления, количества и плотности свивок в канате
зависят его конструкция и прочность. Правильный выбор типа, конструкции и
свойств составляющих элементов каната, исходя из его назначения и конкретных
условий эксплуатации, во многом определяет не только долговечность этого
изделия, но и нормальную работу грузоподъемных машин и механизмов. По конструкции различаются канаты: • одинарной свивки (спиральные) состоящие из одного,
двух или трех слоев проволоки, свитых в концентрические спирали. Канаты одинарной свивки, скрученные
только из круглой проволоки, называют обыкновенными спиральными канатами; • двойной свивки, состоящие из шести и более прядей,
свитых в один концентрический слой. Эти канаты могут быть однослойными
или многослойными. Широкое распространение Основные маркировочные обозначения: материал сердечника: • с органическим сердечником (ОС). В большинстве конструкций канатов для
обеспечения требуемой гибкости и упругости в качестве сердечника в центре
каната, а иногда и в центре прядей, используют пропитанные смазкой органические
сердечники из пеньки, манилы, сизаля или
хлопчатобумажной пряжи. Допускается также применение сердечников из асбестового
шнура и искусственных материалов(полиэтилена, капрона,
нейлона и др.); • с металлическим сердечником (МС). Металлический сердечник целесообразно
применять в тех случаях, когда требуется повысить структурную прочность каната
при многослойной навивке его на барабан, уменьшить конструктивные удлинения
каната при растяжении, а также при эксплуатации каната в условиях повышенной
температуры; направление свивки: • правой свивки; • левой свивки (Л). по сочетанию направлений свивкиканаты двойной свивки могут быть изготовлены: • с одинаковым направлением свивки проволок в прядях
и прядей в канат. Такие канаты называют канатами односторонней свивки (О), они меньше изнашиваются и более гибки, однако
легко раскручиваются, особенно под нагрузкой; • с направлением свивки проволок в прядях,
противоположным направлению свивки прядей в канат.
Такие канаты называют канатами крестовой свивки,
способность раскручиваться у них значительно меньше, чем у первого типа
канатов; • с одновременным использованием в канате прядей правого и левого направления свивки. Такие канаты называют канатами комбинированной свивки. способ свивки каната: • раскручивающиеся, у которых проволоки не освобождены от внутренних напряжений,
возникающих в процессе свивки проволок в пряди и
прядей в канат; • нераскручивающиеся (Н), у которых при свивкепроволок в прядь и прядей в канат внутренние напряжения снимаются рихтовкой и
предварительной деформацией таким образом, что после снятия перевязок с конца
каната пряди и проволоки сохраняют заданное положение. степень уравновешенности каната: • рихтованные (Р); • нерихтованные. механические свойства канатов подразделяются на: • марки высокого качества (ВК); • марки обыкновенного качества (В); • марки 1-1. вид покрытия поверхности: • без покрытия; • с цинковым покрытием: - для особо жестких агрессивных условий работы (ОЖ); - для жестких агрессивных условий работ (Ж); - для средних агрессивных условий работы (С). • с покрытием каната диаметром 3,1-5,0 мм полиэтиленом низкого давления. назначения канатов: • грузолюдские (марки В и
ВК), служащие для подъема и транспортирования людей и грузов (ГЛ); • грузовые для транспортировки грузов (Г). точность изготовления: • нормальной точности; • повышенной точности (Т). Пример условных обозначений стальных
канатов:

ОБЛАСТИ
ПРИМЕНЕНИЯ РЯДА НАИБОЛЕЕ ШИРОКО РАСПРОСТРАНЕННЫХ ГОСТОВ
Гост |
Структура |
Диаметр, мм |
Область применения |
2688-80 |
 |
3.6-56.0 |
Грузоподъемные машины и механизмы
различного назначения |
3063-80 |
 |
1.0-19.0 |
Грозозащита, подвеска, растяжки |
3066-80 |
 |
1.9-27.5 |
Приводы различных механизмов, стоячий
такелаж |
3071-88 |
 |
5.0-15.5 |
Производство грузозахватных
механизмов. Неответственный подъем. |
3077-80 |
 |
4.6-46.0 |
Лифтовые, шахтный подъем |
7665-80 |
 |
5.1-48.5 |
Тали, лесосплав |
7668-80 |
 |
6.3-72.0 |
Ответственный подъем, судовой подъем,
производство грузозахватных приспособлений |
7669-80 |
 |
5.9-72.0 |
Металлургические краны, шахтный
подъем |
16853-88 |
 |
25.0-35.0 |
Буровые установки |
|